РосАтомГрад

Инфраструктура и экономика атомных городов

Аналитика Димитровград Краснокаменск Новоуральск Обзор Озерск Преференции

Обзор: автопром в атомградах

Российский автопром развивается, производители наращивают темпы во всех сегментах. Продажи новых авто по итогам января – августа 2024 года выросли на 52% и составили почти 1,174 млн единиц. Рынок увеличился за отчетный период на 63%, приблизившись к 1 млн авто. Вырос и рынок новых электромобилей: в январе – августе 2024 года он увеличился к аналогичному периоду 2023 года на 86% и составил почти 13,8 тыс. Активно реализуются инструменты финансовой поддержки продажи автомобилей. Так, к 2030 году 25% электромобилей в РФ будут реализовываться с помощью механизмов лизингом. Развивается необходимая для эксплуатации электротранспорта инфраструктура. Компании заключают соглашение о строительстве зарядных станций.

Димитровград: столица нашего автопрома

В числе городов атомной промышленности лидирует в производстве автозапчастей Димитровград. ООО «Димитровградский автоагрегатный завод», входящий в группу «Объединенные автомобильные технологии» – один из ведущих российских производителей автокомпонентов для легковых и грузовых автомобилей отечественного и зарубежного производства. Предприятие, основанное в 1967 году как завод по производству карбюраторов и кузовной арматуры для автомобилей ВАЗ, в настоящее время является многопрофильным специализированным предприятием с высокой степенью автоматизации и механизации производства, работающим по современным технологиям, обеспечивающим высокую надёжность и качество выпускаемой продукции. Производства ООО «ДААЗ»: литейное, прессовое, автоматное, гальваническое, механосборочное.

Также автокомпоненты производят на нескольких малых предприятий, резидентах территории опережающего развития «Димитровград». Некоторые из них расположены на территории димитровградского индустриального парка «Мастер», который был создан при поддержке ПАО «КАМАЗ». Это современная промышленная площадка, созданная для привлечения и размещения новых производств. Парк расположен на пересечении транспортных магистралей федерального и регионального значения, что обеспечивает удобную логистику для доставки сырья и отгрузки готовой продукции. На данный момент парк располагает 135 тыс. кв. м. производственных и 15 тыс. офисных помещений. Среди производителей автокомпонентов, а также вспомогательных производств – ООО «Призма» (производство автомобильных зеркал), ООО «Димитровградский литейный завод» (производство алюминиевого литья), ООО «Форм Ресурс» (изготовление технологической оснастки для производства металла и пластмасс), ООО «АвтоРУС Димитровград».

ООО «Призма» – современное предприятие, продукция которого – зеркальные элементы для автомобилей. Компания располагает всеми необходимыми производственными и инженерно-технологическими сооружениями, оснащено высокопроизводительным и высокотехнологическим оборудованием ведущих мировых фирм. Используется высококачественное сырье ведущих компаний – «AGC», АО «Салаватстекло». Современные, качественные зеркальные элементы принесли предприятию заслуженное признание на автомобильном рынке российских зеркал. Компания «Призма» является поставщиком зеркальных элементов для предприятий ООО «ДЗА», GM-AVTOVAZ, ООО «НПП Интех», ТЗК «Автокомпонент» и др. С 2014 осуществляется поставка на ОАО «АВТОВАЗ» наружных зеркал с электроприводом и обогревом для автомобилей семейства LADA 4х4 «URBAN».

ООО «Димитровградский литейный завод» входит в структуру ПАО «КАМАЗ», являясь дочерним предприятием автогиганта. ООО «ДЛЗ» начало свою деятельность 01 июня 2021 года. На сегодняшний день производит изделия из алюминиевого и цинкового сплава, изделия топливной аппаратуры, используемые в автомобилестроении, бытовой технике и других отраслях промышленности. Основная деятельность компании – изготовление деталей из алюминиевого/цинкового литья весом от 5 гр. до 5 кг; проектирование и изготовление пресс-форм, штампов весом до 6 тонн, запасных частей для ремонта оборудования и технологической оснастки, специнструмента, различных мерительных приспособлений; производство изделий топливной аппаратуры для автомобилей. Преимущества предприятия – полный цикл производства продукции, включающий в себя проектирование и изготовление оснастки по чертежам заказчика; поставка продукции, соответствующей качеству ПАО «КАМАЗ», АО «АВТОВАЗ»; высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы в литейном и инструментальном производстве; устойчивые позиции на рынке литейной продукции.

ООО «АвтоРУС Димитровград» – производство жгутов проводов для автомобилей. Предприятие в 2020 году запустило новую линию производства, а затем ещё одну в июле того же года, что позволило тогда создать почти две сотни рабочих мест. В связи с уходом с российского рынка иностранных автопроизводителей, компания оперативно освоила новую номенклатуру, провела поиск потребителей для расширения рынка сбыта и обеспечила соблюдение условий инвестиционного проекта. В настоящее время здесь изготавливают жгуты проводов для семейства автомобилей LADA тольяттинского автогиганта.

Для нужд автопрома используется и продукция димитровградского «Торсион-Д» – это производитель пружин и рессор. История компании началась в 2016 году. За прошедшие годы она доказала способность поставлять на рынок качественную продукцию и вошла в число авторитетных производителей пружин России. Цеха оборудованы современными высокопроизводительными станками. Производственная база регулярно модернизируется, а персонал проходит обучение и повышает квалификацию. Двойной контроль качества позволяет поставлять заказчикам продукцию, готовую к долгой, безотказной эксплуатации. Постоянно пополняемый архив «Торсион-Д» включает документацию на тысячи изделий, среди которых легко выбрать подходящие позиции. Компания производит пружины растяжения, сжатия, кручения. Продукция находит применение в автомобилях, строительной и сельскохозяйственной технике, а также других промышленных машинах. Если требуется нестандартное изделие по индивидуальным параметрам, на предприятии его изготовят по чертежам заказчика, или разработают проектную документацию по предоставленным требованиям. Пример стремительного развития «Торсион-Д» показывает, что отечественные производители пружин, при правильной организации, способны выдавать большие объёмы продукции достойного качества. Мировым стандартам на предприятии соответствуют качество сырьевой базы, высокий уровень готовых изделий, и слаженность производственных процессов.

Краснокаменск догоняет

Производственная компания «Краснокаменские полимеры» приступила к созданию производств изделий из пластмассы в 2023 году. Проект реализуется на территории опережающего развития «Краснокаменск» по соглашению с КРДВ. Резидент займет в регионе нишу по литью пластмасс под давлением, которую освободили западные предприятия.

– За счет близости к Китаю мы сможем легко пользоваться консультационной поддержкой китайских экспертов, что позволит оказывать услуги по сниженным ценам, но с высоким качеством выходных изделий. Литье под давлением позволит использовать их в различных отраслях промышленности: автомобильной, электротехнической, медицинской, в производстве бытовой техники и многих других. Потребителями нашей продукции, которая будет отличаться шириной диапазона и востребованностью практически во всех отраслях экономики, станут российские предприятия и организации, которые используют в своей деятельности пластмассовые изделия, детали из пластмасс и пластиковую тару, – рассказывает генеральный директор ООО «ПК «Краснокаменские полимеры» Евгений Попов. 

В процессе литья под давлением можно обеспечить высокую точность размеров и поверхностную гладкость предметов, а также создавать продукцию с высокими темпами производительности. Такой способ литья является одним из наиболее эффективных для создания крупной партии изделий с различными физическими и механическим свойствами, а также с разнообразным дизайном и цветом. В нескольких километрах от железнодорожный станции Краснокаменск создается здание более 2,5 тыс. кв. метров с двумя складскими помещениями, оборудованием, сетями энерго– и водоснабжения, водоотведения. Запуск предприятия позволит трудоустроить более 90 жителей Забайкалья.

Малые, да удалые

Заслуживает внимания и уникальное производство горно-шахтной техники, «АРМЗ Горные машины», созданное в рамках Горнорудного дивизиона. Площадка организована в Краснокаменске на площадке ПАО «ППГХО», это также резидент территории опережающего развития. Предприятие занимается производством и сервисным обслуживанием компактной батарейной горно-шахтной техники под отечественным брендом «ARGO». Выпускаемая техника используется ПАО «ППГХО» при добыче урана горно-шахтным методом. ARGO ПДМ 140 Б разработана для подземных работ на узкожильных месторождениях. Она имеет ширину 1,1 метра, грузоподъемность ковша 1,3 тонны. Двигатель мощностью 50 кВт и блок ионно-литиевых батарей обеспечивают высокую мобильность, автономную работу до четырех часов, низкий уровень шума, минимальную теплоотдачу, отсутствие загазованности в забое. Машина значительно превосходит требования российских стандартов в сфере промышленной безопасности.

– Новые погрузочно-доставочные машины позволят нам качественно и надежно выполнять операции по отгрузке и транспортировке руды внутри очистных блоков. Переход на новую аккумуляторную узкозахватную технику – экономически целесообразное решение, направленное на сокращение операционных затрат и повышение качества добычи руды», – отметил генеральный директор ПАО «ППГХО» Иван Киселёв.

Взрываем в мирных целях

Озерская компания «ИНТЕО» не производит автомобили, но дорабатывает шасси IVECO, AMT и другие — так, что мирная машина приобретает взрывной характер, становясь незаменимым помощником в горно-добывающем деле. Если миниатюрные ARGO из Краснокаменска предназначены для работы под землёй в узких шахтах, то зарядосмесительные машины ИНТЕО работают в основном на открытых карьерах. В ИНТЕО занимаются разработкой и изготовлением буровзрывной техники, востребованной в добыче полезных ископаемых. Компания проводит финишную сборку зарядно-смесительных машин и буровых установок на мобильном шасси с электрогидравлическим управлением. Смесительно-зарядные машины различных типов предназначены для раздельной перевозки невзрывчатых компонентов взрывчатых веществ, в том числе эмульсионных, и приготовления взрывчатого вещества непосредственно в буровую скважину на месте производства работ. Машины изготавливаются как по техническому заданию заказчика на базе различных типов и моделей шасси, так и в стандартном исполнении. Также компания производит полуприцепы-доставщики на базе танк-контейнеров для перевозки невзрывчатых компонентов эмульсионных взрывчатых веществ, и машины для проведения забоечных работ – уплотнения заряженной скважины инертными материалами. Вместительный кузов такой машины позволяет выполнять забоечные работы в течение нескольких дней без подсыпки инертных материалов.

Экология должна быть экономной

Чтобы выхлопы двигателей внутреннего сгорания не наносили ущерба окружающей среде, в системе очистки выхлопа используются каталитические системы нейтрализации отработавших газов. ЭКОАЛЬЯНС, резидент территории опережающего развития в атомграде Новоуральск – ведущая российская компания, выпускающая и обеспечивающая возможность производства таких систем для экологически чистых транспортных средств и промышленных стационарных установок. Конкурентное преимущество ЭКОАЛЬЯНС – сохранение более 20 лет лидирующих позиций на рынке каталитических автомобильных нейтрализаторов за счет внедрения собственных новейших разработок. Предприятие имеет собственное научно-исследовательское подразделение, которое осуществляет разработку новых типов катализаторов и усовершенствование существующих. Экоальянс обладает собственным полным технологическим циклом – от разработки катализатора до серийного выпуска каталитических нейтрализаторов отработавших газов. Многолетнее сотрудничество с ведущими автомобильными компаниями позволило создать алгоритм разработки и постановки на производство каталитических нейтрализаторов для каждой новой модели автомобиля, отработать технологию гибкого производства, логистику поставок в России, Европе, Китае.

«Экоальянс» – единственная специализированная компания в России, предоставляющая комплекс услуг по экологизации автотранспорта для автомобильных предприятий. Именно с новоуральскими катализаторами отечественные автомобили впервые в России прошли международную сертификацию на соответствие мировым экологическим стандартам. Благодаря этому в России появился абсолютно новый рынок автокомпонентов – автомобильные катализаторы. В Европе сотни тысяч автомобилей марки Peugeot, Citroen, Fiat оснащены катализаторами, произведенными в Новоуральске. Не одну тысячу автомобилей с катализаторами из уральского атомграда можно встретить в Китае. Также эти катализаторы установлены на топовой российской автомарке – президентских AURUS.

А дальше?

Амбициозный проект, который активно развивает Росатом, и к которому скоро смогут приложить руку предприниматели наших атомградов – это концепция электромобиля нового поколения «Атом». В рамках проекта создается семейство соплатформенных электромобилей. Дизайн Атома по аутсорсингу разработан в Италии – фирмой Torino Design, за ее плечами большой опыт работы в интересах КАМАЗа. В рамках проекта создают новую переднеприводную платформу. Атом планируют оснащать литий-ионной тяговой батареей производства компании «Рэнера», входящей в состав госкорпорации «Росатом». Показанный ходовой макет опирается на условное шасси с задними ведущими колесами. По техзаданию машина сможет проезжать на одном полном заряде до 500 км, максимальная скорость составит 170 км/ч, время разгона с 0 до 100 км/ч – 7 секунд. Медиасистема электромобиля будет работать на собственном программном обеспечении Atom OS, под нее готовится и собственный маркетплейс Atomverse. Продукт даст пользователю неограниченный потенциал для кастомизации электромобиля и совершенствования пользовательского опыта. Архитектура данных ПО будет открытой – чтобы внешние разработчики могли предлагать владельцам электромобилей оригинальные мобильные приложения. В оснащении машины обещаны система полуавтопилота и полностью автоматическая парковка. Атом изначально адаптируют под различные формы использования – машину планируют продавать не только частным потребителям, появятся также модификации для такси и каршеринга.

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *