Обзор: образование как путь к процветанию
Россия становится лидирующей в мире страной по объёму и качеству подготовки инженерных кадров. Число абитуриентов на инженерные программы в вузах в текущем году по сравнению с приёмной кампанией 2024 г. выросло на 28%. Принимаемые государством и бизнесом меры начинают давать реальный результат – в стране растет престиж и популярность инженерных профессий, абитуриенты понимают, что на выходе из вуза у них будут конкретные и востребованные навыки, профессия с понятной и конкурентной зарплатой и карьерными перспективами. По словам Президента России Владимира Путина, развитие и модернизация промышленности – безусловный приоритет. Бизнес, регионы, наука готовы обновлять программы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров, в том числе для таких базовых, системообразующих отраслей, как машиностроение, судо– и авиастроение, станко– и приборостроение, робототехника и электроника, выпуск промышленного и энергетического оборудования.
Корпорация знаний начинается с парты
В городах Минсредмаша – Росатома качеству образования традиционно уделялось и уделяется самое высокое внимание. Системы образования в атомных городах с советских времен были продвинутыми. Ученые, инженеры, высококвалифицированные рабочие кадры и их семьи всегда имели высокие требования к качеству образования, но причина не только в этом. Опираясь на систему закрытых городов, и конкурируя за молодежь с мегаполисами, отрасль видит в молодежи потенциальный кадровый ресурс для градообразующих предприятий. По этой причине создавались и поддерживаются на высоком уровне филиалы профильных вузов, техникумов, работает система профориентации, а для топовых задач формируются специальные образовательные форматы.
Достигнутые в 2025 году результаты сдачи ЕГЭ показывают, что системная довузовская работа выстроена результативно. 77 школьников из атомградов получили 100 баллов по разным предметам ЕГЭ. Наибольшее количество таких выпускников в Обнинске: 12 человек, 10 стобальников – выпускники Электростали, 8 ребят – из Глазова, 7 ребят получили 100 баллов в Новоуральске. При этом в Новоуральске 1 выпускник смог заработать 300 баллов, а 200 баллов заработали выпускники из Обнинска.
«Школа Росатома»: базис отраслевой педагогической экосистемы
«Школа Росатома» – отраслевая образовательная инициатива госкорпорации, которая реализуется с 2011 года. В 2009 году Сергей Кириенко как глава Росатома поставил задачу разработать инициативы в сфере образования и культуры, которые могли бы помочь жителям городов расположения предприятий госкорпорации ощущать уверенность, что их дети получают конкурентоспособное образование в детских садах и школах, и в том, что можно получить доступ к самым лучшим культурным проектам России, даже не выезжая из города. На первом этапе становления проекта организаторы проекта «Школа Росатома» поставили задачу поддержки в атомградах уникальных систем образования, начали организовывать обмен успешными практиками, конкурсную программу для педагогов, мероприятия для развития талантов, стажировки для педагогов. За несколько лет удалось провести «нетворкинг» педагогических команд городов присутствия, выстроить сетевые корпоративные связи между системами образования городов. Тогда была сформулирована миссию проекта «Школа Росатома» для последующих шагов: «Проектируем будущее, чтобы оказаться в нем раньше других».
Начальник управления Аппарата Президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев в ходе панельной дискуссии Восточного экономического форума «Социальная архитектура развития: как проектировать Дальний Восток для жизни» привёл проект «Школа Росатома» в числе удачных кейсов социальной архитектуры, наряду с такими проектами, как «Бессмертный полк», выставка «Россия», движение волонтёров, проекты АНО «Россия – страна возможностей».
«Пример из Росатома, где я когда-то работал – это «Школа Росатома». В Госкорпорации когда-то задумались о том, что образование, которое получают дети в малых городах, в общем-то не очень серьезное, хотя дети талантливые – потому что родители у них тоже талантливы. Тогда решили заняться этими школами, и появился проект «Школа Росатома». Он включал в себя поддержку талантливых детей, конкурсы между ними, взаимодействие между школами, подготовку специальных программ. Учителей возили по всему миру, показывали, как устроено образование в разных странах. Возили в Москву и Петербург, показывали там лучшие школы, и за счет этого поднимали образование в малых городах», – отметил Александр Харичев.
В настоящее время проект «Школа Росатома» представлен во всех городах расположения предприятий атомной промышленности – это более 370 школ и 550 детских садов. С начала существования проекта в нём используются онлайн-технологии, но не как замена личного общения, а в качестве дополнения. В онлайне проводятся конкурсы с дистанционным этапом, образовательные мероприятия для учащихся атомклассов. Не случайно, когда пришла пандемия, для педагогов это не стало шоковой ситуацией – они оказались готовы уйти на дистант, так как большая доля педагогов имела богатый опыт работы в сети.
Федеральный тренд на создание инженерных классов появился лишь четыре года назад, но «Школа Росатома» уже 14 лет создает и развивает в атомградах и в целом регионах страны сеть «атомклассов», которая поддерживает интерес детей к научно-техническому творчеству и естественно-научному образованию.
Атомклассы созданы уже в сотне школ. Их отличие от инженерных классов – в широком охвате детей всей школы с последующим их самоопределением и выбором более узкой специализации. Подход с инженерными классами принципиально иной – сразу отобрать способных и желающих детей в один класс и целенаправленно обучать их с целью поступления в опорные вузы, но тогда остальные дети в школе оказываются, по большому счету, неохваченными системной работой по популяризации физико-математического и естественно-научного образования. Но «Атомклассы» – это системная работа в рамках проекта «Школа Росатома», в ее реализацию включаются школы, участвуя при поддержке муниципалитета в конкурсе.
Школы осваивают технологические стандарты программы «атомклассов» в части формирования современной предметно-пространственной среды, а также в реализации системной работы по обеспечению качественной подготовки абитуриентов на специальности инженерно-технической и естественно-научной направленности. Ежегодно до 5–10 школ отбирается по конкурсу, проводится вместе с муниципалитетом софинансирование пространства атомкласса и проведение методической работы. В школах, где есть такие пространства, все дети буквально с первого класса вовлекаются в разнообразные активности, которые привлекают их внимание и формируют устойчивый интерес к предметам физико-математического и естественно-научного цикла. В итоге такой системной работы в каждой школе – участнице сети атомклассов ежегодно обучаются от двух до шести профильных групп атомклассов (от 15 до 30 человек в каждой). Эти дети учатся по углубленным программам, сдают экзамены по этим предметам на профильном уровне, что обеспечивает им возможность поступления на соответствующие специальности. В первую очередь на технические специальности, но не только: часть детей, изучавших на профильном уровне химию и биологию, например, могут выбрать для себя профессию врача, а врачи в атомградах тоже необходимы.
Профессионалитет
Важная задача – подготовка рабочих специальностей, с возможным продолжением обучения в вузе. Ключевая задача «Профессионалитета» – адаптация учебного процесса к запросам конкретных предприятий. Это помогает студентам определиться с местом работы и получать нужные навыки сразу, а предприятиям – заранее присмотреться к пополнению. Ожидается, что до 2030 года благодаря «Профессионалитету» на предприятия атомпрома придут более 13 тыс. молодых специалистов. В новом учебном году к федеральному проекту «Профессионалитет» в городах атомной промышленности присоединились пять учебных заведений, которые будут готовить кадры вместе с предприятиями атомпрома. Это два колледжа – Электростальский и Новоуральский технологический – и три техникума – Саровский политехнический, Краснокаменский горнопромышленный и Юрюзанский технологический.
Партнером Юрюзанского технологического техникума стал Приборостроительный завод в Трехгорном. Предприятие выделило 50 млн рублей на модернизацию оборудования в техникуме. В Электростали в атомный кластер объединились Машиностроительный завод и колледж, в котором 1 сентября открылись учебно-производственные зоны материаловедения, сварки и токарной обработки металлов.
Сотрудники Уральского электрохимического комбината (УЭХК), а также компаний атомного кластера будут наставниками студентов Новоуральского технологического колледжа. Кластер в Новоуральске объединил сразу несколько крупных работодателей: УЭХК, «Росатом Инфраструктурные решения», «Атоммашкомплекс», научнопроизводственное объединение «Центротех». В первом наборе – 225 студентов, учиться будут на слесарей-наладчиков КИПиА, лаборантов, сварщиков, технологов и др.
На базе Краснокаменского горно-промышленного техникума в профильный для города праздник «День шахтёра» открылся производственно-образовательный центр «ПрофОриентир». Для эффективного формирования знаний и навыков у будущих специалистов созданы учебно-производственные зоны с современным оборудованием. В техникуме появились современное оборудование для лаборатории, где практикуются студенты направления «Химическая технология неорганических веществ»; подъемные устройства, диагностическое оборудование, легковые автомобили для мастерской по ремонту автомобилей; полигон горного оборудования и горных выработок, оснащенный современной горной техникой, для студентов по профессии «Машинист на открытых горных работах». Также с 6 до 12 увеличено число сварочных постов в мастерской для обучения будущих сварщиков ручной и частично механизированной сварки. Современные фрезерные, токарные и станки с числовым программным управлением помогут учить будущих операторов-наладчиков металлообрабатывающих станков. Благодаря капремонту в техникуме созданы необходимые условия для качественного обучения будущих специалистов, востребованных предприятиями Забайкальского края, среди которых предприятия Горнорудного дивизиона Госкорпорации «Росатом» – ПАО «ППГХО», АО «Хиагда» и АО «Русбурмаш».
Знаний груз приводит в вуз
Системно развиваются вузовские площадки, филиалы НИЯУ МИФИ. Развитие НИЯУ МИФИ во взаимодействии с Росатомом до 2030 года предполагает профилизацию региональных площадок НИЯУ МИФИ, более точную настройку на нужды градообразующих предприятий, и шире – дивизионов.
Так, при подготовке кадров для энергетического комплекса ставятся такие цели, как подготовка кадров с необходимыми компетенциями в соответствии со структурой заказа АЭС, переподготовка сотрудников АЭС в соответствии с актуальными потребностями отрасли, реализация программ академической мобильности студентов, реорганизация Нововоронежского политехнического колледжа в Политехнический институт НИЯУ МИФИ. В настоящее время открыты 12 лабораторий созданного научно-образовательного центра подготовки эксплуатационного персонала АЭС с реакторами ВВЭР и кадров для атомного машиностроения на базе Волгодонского филиала МИФИ, запущен образовательный процесс по программам высшего образования в Нововоронежском филиале, созданы площадки для проведения демонстрационных экзаменов по направлениям «Электромонтаж» в Уральском технологическом колледже, «Промышленная механика и монтаж» в Нововоронежском филиале. Модернизированы 5 лабораторий и IT-центр регионального центра подготовки эксплуатационного персонала АЭС с реакторами ВВЭР в Балаковском филиале. Подготовлен к запуску Центр компетенций по радиоэкологии, радиационной безопасности и биомониторингу ИАТЭ НИЯУ МИФИ (Обнинск).
Для профильной подготовки студентов научного блока организована стажировка студентов на «Нейтронно-физическом комплексе» НИЯУ МИФИ, которая включает практические и лекционные занятия на экспериментальных установках, конкурсную работу по виртуальному пуску исследовательского реактора ИРТ МИФИ, посещение реактора.
Для учителей ЗАТО ( Саров, Снежинск, Трехгорный, Лесной, Озерск) разработана и реализована Программа повышения квалификации «Формирование мышления школьника для научно-технического вектора». Более 150 учителей успешно прошли программу и получили сертификаты. Разработаны образовательные программы в интересах городской инфраструктуры перечисленных городов, среди которых программы подготовки медсестер, юристов, педагогов, строителей. Почти 150 студентов приняли участие в программе академической мобильности с целью реализации основных образовательных программ на других площадках университета, таким образом успешно реализуется формат сетевого университета. Начата программа создания центров компетенций, сформированных по региональному признаку. Проведены ремонты и закуплено оборудование для оснащения 6 таких центров: Центр сильных магнитных полей (Саров); Научно-образовательный центр интеллектуальных систем управления и микроэлектроники (Снежинск); Центр городских компетенций (медицинские, педагогические кадры и кадры для строительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры) и Производственно-образовательный центр металлорежущих станков (Лесной); научно-образовательный центр «Радиохимия» (Озерск); Научно-образовательный центр «Промышленная автоматика» (Трехгорный).
Особые форматы
Наконец, для пополнения кадров высшего уровня в атомградах создаются и специализированные образовательные форматы. Образовательный центр «Новый Снежинск» – это первый проект в рамках развития Национального центра науки и технологий (НЦНТ), созданного в Урало-Сибирском регионе по предложению Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики» (РФЯЦ-ВНИИТФ). НЦНТ объединит научно-технический потенциал предприятий атомной отрасли и ведущих вузов страны. Главная особенность «Нового Снежинска» – инновационная образовательная модель: бакалавры технических университетов поступают в магистратуру своего вуза, но большую часть времени обучаются на производственных площадках ВНИИТФ по индивидуальным программам.
Национальный центр физики и математики (НЦФМ) создаётся в Сарове Нижегородской области по поручению Президента России и является флагманским проектом одной из инициатив Десятилетия науки и технологий. Это научно-исследовательский и образовательный центр, в котором ведутся исследования по современным направлениям физики, математики и вычислительных технологий: от космологии до искусственного интеллекта. Основные цели НЦФМ – получение новых научных результатов мирового уровня, укрепление технологического суверенитета страны, подготовка учёных высшей квалификации, воспитание новых научно-технологических лидеров, укрепление кадрового потенциала предприятий Госкорпорации «Росатом» и ключевых научных и высокотехнологичных организаций России.
Образовательное ядро НЦФМ – филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в Сарове (МГУ Саров) с программами магистратуры и аспирантуры. Научная кооперация НЦФМ включает более 55 научных институтов, крупных вузов и высокотехнологичных компаний России. Определена экспериментальная и расчётная база институтов из научной кооперации для проведения исследований НЦФМ. Создаётся собственная научная инфраструктура: передовые лаборатории, установки «мидисайенс» и «мегасайенс». Идёт работа с Институтом трансфера технологий АО «Русатом-РДС». Учредителями НЦФМ выступают Госкорпорация «Росатом», Российская академия науки, МГУ им. М.В. Ломоносова, ОИЯИ и РФЯЦ-ВНИИЭФ.



