Аналитика Интервью Обзоры Поддержка МСП

Обзор. Поддержка предпринимательства — новое для режима ТОР

Фото: http://www.kremlin.ru/events/president/news/77927/photos/83009.  Пленарное заседание X Восточного экономического форума. Автор Владимир Смирнов, ТАСС.

В России выстроена комплексная система поддержки предпринимательства на всех этапах развития: от запуска бизнеса до выхода на международные рынки. Идёт доработка программы льготного кредитования МСП, рассматривается расширение возможностей упрощенной системы налогообложения. Предприниматели могут воспользоваться услугами региональных гарантийных организаций, государственных микрофинансовых организаций и центров поддержки экспорта, и центров «Мой бизнес», которым дополнительно предоставят 1 млрд рублей для поддержки начинающих предпринимателей. Отдельный трек – поддержка ветеранов СВО, проект «СВОй бизнес» – обучающие интенсивы. До конца года планируется проведение проекта более чем в 40 регионах.

И снова о ТОР

Один из главных инструментов поддержки бизнеса на территориях Росатома (эту деятельность курирует Департамент по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом») – режим территорий опережающего развития, ТОР (изначально ТОСЭР – территория опережающего социально-экономического развития). Понятие было введено в 2013-м, когда Владимир Путин предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири режим льгот для решения социальных проблем и ускоренной организации производств. Принятый в конце 2014 года закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» (№ 473-ФЗ) ввел в правовое поле новый вид льготных территорий – в ЗАТО (атомградах), моногородах и на территориях Дальнего Востока (затем также Арктики). В зависимости от типа ТОР их льготы, перечень допустимых видов деятельности и некоторые другие условия различаются. В ЗАТО Росатома восемь ТОР, за период их активного развития, пока действовали ключевые льготы, резидентами стали около ста компаний. Также ТОР созданы в ряде моногородов; Росатом присутствует в четырёх из таких – это Димитровград, Глазов, Усолье-Сибирское и Краснокаменск. Хотя сегодня ключевые налоговые льготы для вновь приходящих резидентов больше не действуют, режим ТОР сегодня поменял свои функции. Теперь он позиционируется как инструмент ускоренного старта компаний, поддержки инноваций и высоких технологий, достижения технологической независимости.

Если ТОР не идёт к инвестору, то инвестор идёт в ТОР

Что касается дальневосточных ТОР – они оставались на периферии нашего внимания, поскольку лишь одна, созданная в Краснокаменске изначально по модели «моногород», затем была переведена в категорию «дальневосточных». Но «дальневосточные» преференциальные режимы (а их собралось несколько: ТОР, особые экономические зоны, Свободный порт Владивосток, ИНТЦ на острове Русский, режим международных ТОР) стали важнейшим фактором ведения бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ. Одновременно на Восточном экономическом форуме, который состоялся в начале сентября, было заявлено, что с АЗРФ и Дальним Востоком в ближайшее время окажется связана намного более масштабная деятельность Росатома. Об этом заявил генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв на прошедшем Восточном экономическом форуме. Подробности здесь, напомним лишь цитату, что «Росатом не просто приходит на эту территорию, но фактически создаст большой атомный кластер. Восточный экономический форум впервые за всю историю стал «атомно-энергетическим», – как отметил Алексей Лихачёв. И перечислил задачи: строительство как минимум двух крупных АЭС, ряда малых АЭС, в сфере ответственности Росатома развитие Северного морского пути; будут реализованы проекты ветрогенерации в Амурской и Хабаровской областях. Пригодятся Дальнему Востоку и такие компетенции Росатома, как электромобильность, накопление энергии, водородная энергетика и т. д. Всё это – инвестиции как в сами объекты, так и в сопутствующую инфраструктуру – социальную, коммунальную, транспортную и т. д. И с учётом масштаба предстоящих задач, льготы будут более чем уместны. Напомним, в порядке предложения на площадке Совета Федерации экспертами обсуждалась даже потребность в создании условий для применения закона о ТОР к АЭС малой мощности.

Была ТОР большая, будет огромная

Не случайно в ходе 10 Восточного экономического форума совершенствованию режима ТОР было уделено большое внимание. Сразу расскажем о главной новации, озвученной на Пленарном заседании, где идеи круглых столов были подытожены в выступлении Президента России. Перескажем тезисно большое высказывание Президента о режимах ТОР. 

По словам Владимира Путина, инструмент ТОР доказал эффективность, помог запустить множество инвестпроектов, системно поддержать предпринимателей и компании на самом важном этапе – в период строительства, налаживания производства и выхода на проектные мощности. С учётом накопленного успешного опыта, Владимир Путин предложил сделать кардинальный шаг, а именно: бесшовно, с сохранением условий для действующих инвесторов запустить на всей территории Дальнего Востока и Арктики единый преференциальный режим для бизнеса с 1 января 2027 года. Это позволит упростить использование инструментов поддержки предпринимателей, компаний, их новых проектов. В какой бы дальневосточный или арктический регион, город, посёлок не пришёл инвестор, он везде будет иметь право на льготы. При запуске такого единого префрежима будут сохранены условия для действующих инвесторов в ТОР, в том числе международных.

Международный режим ТОР, о котором также сказал Президент, предполагает ещё более длинные льготы по налогу на прибыль и «дедушкину оговорку», неизменные условия работы на период до 15 лет, индивидуальный подход и сопровождение каждого инвестора, в том числе иностранных компаний. Каким будет набор преференций, точные параметры, сроки, отраслевая направленность – предстоит определить Правительству вместе с коллегами в дальневосточных регионах. Но Президент обратил внимание, что важно запустить новый этап развития Дальнего Востока – формировать экономику будущего с кардинальным улучшением среды для жизни в городах и посёлках, с подготовкой востребованных профессиональных кадров, и с высокотехнологичными проектами.

Что нужно донастроить

Участники дискуссии «Совершенствование законодательного регулирования преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики» обсудили и обосновали тот перечень корректировок, которые назрели в законодательстве. В мероприятии приняли участие Заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий Алтабаев, Заместитель Министра экономического развития Святослав Сорокин, аудитор Счетная палаты Наталья Трунова , Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов и ряд других экспертов. Хотя за время действия преференциальных режимов удалось достичь значительных успехов, но накопились и проблемы, требующие законодательной доработки и системной оптимизации для повышения эффективности и упрощения процедур для бизнеса. Рабочая группа Совета Федерации, Минвостокразвития и КРДВ провела анализ законодательства о преференциальных режимах. Основные выводы:

  • – необходимость создания единой системы преференциальных режимов – объединение существующих законодательных треков в один законопроект с двумя основными «меню»: административная поддержка (земля, инфраструктура, имущество) и налоговый кодекс. Это позволит снизить бюрократию и ускорить принятие решений.
  • – сохранение и донастройка налоговых льгот и преференций, особенно льгот по страховым взносам, которые являются ключевым стимулом для бизнеса.
  • – адаптация критериев отнесения субъектов МСП к современным экономическим реалиям, учитывая инфляцию и рост численности сотрудников, поскольку действующие лимиты не пересматривались с 2016 года.
  • – регламентация расширения ТОР и возможность создания обособленных подразделений резидентов за пределами преференциальных зон при условии раздельного учета.
  • – упрощение и ускорение процесса предоставления льгот при реализации новых проектов и видов продукции для существующих резидентов.

Миндальные пирожные

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики планирует коренную реформу преференциальных режимов с целью упрощения и повышения прозрачности:

  • – подготовка единого законопроекта, объединяющего все преференциальные режимы, с базовыми налоговыми условиями, применяемыми по стандартам ТОР.
  • – исключение внутриправительственных дискуссий по льготам для бизнеса, что позволит инвесторам получать быстрые и понятные решения.
  • – привязка налоговых льгот к рентабельности проектов, с учетом специфики регионального потребительского кошелька – с повышением порога рентабельности для Дальнего Востока ввиду более высокой стоимости жизни.
  • – сохранение стабильности условий для бизнеса, включая обязательства по льготным периодам и инфраструктурным субсидиям.

Наиболее острый пункт тех самых внутриправительственных дискуссий – льготы по страховым взносам и налоговые преференции. Льготы по страховым взносам планируется сохранить с учетом критериев, связанных с созданием рабочих мест на территории и приоритетом для местных жителей, в аспекте демографического роста. Налоговые льготы будут привязаны к рентабельности бизнеса, что позволит более точно направлять поддержку на нерентабельные или социально значимые проекты. Предложено применение кластерного подхода к организации производства показало эффективность в других регионах (например, в Калуге), где производительность труда выше на 30% по сравнению с другими зонами – этот опыт планируется адаптировать на Дальнем Востоке.

Есть практические предложения в области туризма, сельского хозяйства и лесной отрасли. Для туризма предложено освобождение от туристического налога для организаций, обслуживающих социально значимые категории населения, создание центров обучения кадров на Дальнем Востоке, развитие оздоровительных комплексов благодаря льготам и поддержке банковской системы. В лесной отрасли – предоставление дополнительных баллов резидентам при лесных конкурсах, совершенствование правовой базы для обеспечения сырьем инвестиционных проектов, установление лесного квартала как минимального объекта лесоустройства.

Резиденты просят ещё

Резиденты преференциальных режимов выдвигают свои предложения по совершенствованию текущих механизмов поддержки. Сохранение льгот по страховым взносам – наиболее частый запрос. Также востребована возможность создания филиалов и представительств за пределами преференциальных зон с сохранением льгот для работников, если соблюдается единый технологический процесс. Востребованы дополнительные баллы для резидентов при проведении лесных конкурсов, чтобы стимулировать инвестиции в лесную отрасль; также необходимо регулирование вопросов обеспечения инвестиционных проектов лесным сырьём, установление лесного квартала как минимального объекта лесоустройства. Востребованы программы визовой поддержки для иностранных туристов.

Аграрный сектор на Дальнем Востоке развивается динамично, но требует адаптации преференциальных режимов под свои особенности. Для инвесторов важна возможность учитывать лизинговые операции в объеме инвестиций, что позволит стимулировать обновление техники и строительство. Создание обособленных подразделений за пределами преференциальных зон упростит логистику и расширит возможности работы компаний. Существующая система контроля в сельском хозяйстве раздроблена на множество цифровых и бумажных процедур, вызывая дублирование и повышенную нагрузку на фермеров: предлагается создание «одного окна» для упрощения отчетности. Необходимы меры по диверсификации сельхозкультур, чтобы избежать экономических рисков, связанных с монокультурным выращиванием (например, соя занимает до 90% площадей).

Строительная отрасль – ключевой агрегатор экономической активности в регионе – также сталкивается с системными проблемами: высокий первоначальный ипотечный взнос, отсутствие четких сроков выдачи технических условий со стороны ресурсоснабжающих организаций, устаревшая методика оценки стоимости нового жилья, основанная на сравнении с ветхим вторичным фондом. Для решения предлагается пересмотреть методики оценки, учитывая качество инфраструктуры и местоположение, исключить влияние вторичного рынка. Необходима поддержка программ переселения из аварийного жилья и развитие доступного арендного фонда.

Подсчитали, удивились

Исследование Счетной палаты выявило ряд системных недостатков в функционировании преференциальных режимов. Отмечено, что на Дальнем Востоке действует наибольшее количество преференциальных режимов, но они не образуют единую систему, что создает сложности для инвесторов и органов власти. Необходим возврат к первоначальным целям создания преференциальных режимов, с фокусом на приоритетные отрасли и социально-экономические задачи региона. Есть неоднозначные результаты по отдельным территориям – существуют успешные, но также и «не взлетевшие» ТОР, что требует анализа и возможного прекращения действия неэффективных режимов. Рекомендовано усилить целевую направленность льгот и преференций, а также интегрировать отраслевые меры поддержки с учетом региональной специфики. Подчеркнута необходимость разработки единой системы контроля и надзора с учетом особенностей малонаселенных и труднодоступных территорий.

Преференции всех видов, объединяйтесь!

Участники круглого стола согласились с тезисом, что объединение всех действующих режимов в единую, прозрачную и гибкую систему, адаптированную к реалиям регионов и потребностям бизнеса, станет ключевым шагом на пути устойчивого развития. Особое внимание должно быть уделено сохранению налоговых льгот и страховых преференций, снижению административных барьеров, развитию отраслей с высоким потенциалом – туризма, сельского хозяйства, лесной промышленности и строительства. Собственно, именно на этот запрос экспертного и предпринимательского сообщества отвечает предложение Владимира Путина о выравнивании режима для всех территорий Дальнего Востока и Арктической зоны.

В международном масштабе

Важнейшая новация в преференциальном режиме, которую также обсудили на ВЭФ – это перспективы международных ТОР. Участники дискуссии «Международные ТОР и транспортные коридоры на Дальнем Востоке: что дальше?» обратили особое внимание на необходимость привязки МТОР к транспортному каркасу, и отметили, что большие перспективы получают сегодняшние «береговые» регионы, примыкающие к транспортной артерии Северного морского пути.

Обсуждение международных территорий опережающего развития (МТОР) на Восточном экономическом форуме состоялось впервые, после принятия соответствующего федерального закона. Новый правовой режим, вступающий в силу с 1 января, нацелен на стимулирование экономического развития Дальнего Востока России через создание уникальных проектов, основанных на международных межправительственных соглашениях и интеграции с транспортными коридорами и инновационными экономическими зонами.

Принятие закона стало результатом многолетней работы Государственной Думы и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также анализа международного опыта, включая практики специальных экономических зон Арабских Эмиратов и Китая. Ключевые положения закона предусматривают:

Создание МТОР исключительно на территориях Дальнего Востока с целью стимулирования социально-экономического развития регионов.

Индивидуальный характер каждого проекта МТОР, что означает отсутствие единых шаблонов и необходимость разработки уникальных моделей с учетом региональных особенностей и международных партнеров.

Основная ставка на межправительственные соглашения, которые выступают гарантом и защитой иностранных инвесторов, создавая условия, близкие к условиям их родных стран.

Введение преференциального режима, включающего налоговые льготы, упрощенное административное сопровождение, предоставление земли и инфраструктуры.

краеугольным камнем для успешного создания и функционирования международных территорий опережающего развития являются межправительственные соглашения. Практика показывает, что именно наличие таких договоров обеспечивает:

  • Наднациональное регулирование, гарантирующее защиту иностранных инвестиций на уровне государств.
  • Индивидуализацию проектов, позволяя адаптировать условия и льготы под конкретного инвестора и регион.
  • Усиление взаимодействия с иностранными правительствами, что расширяет возможности для реализации масштабных и сложных проектов.

МТОР будут функционировать в рамках единой таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что определяет особенности таможенного регулирования и применения льгот. Основные моменты в том, что на территории России действует процедура свободной экономической зоны (СЭЗ), которая предусматривает значительные льготы при ввозе товаров для строительства и создания объектов недвижимости. В настоящее время ведется работа по расширению льготной процедуры СЭЗ на объекты инфраструктуры – линии электропередач, трубопроводы, топливные накопители и вентиляционное оборудование. Это позволит бизнесу беспошлинно ввозить материалы для создания важнейших инфраструктурных объектов.

Пилотной площадкой для реализации первой в России МТОР стал Приморский край. Её ключевые компоненты:

  • Фондовый центр, включающий фондовую товарно-сырьевую биржу и биржу цифровых финансов, выступающий точкой входа для капиталов и платформой для российских и иностранных инвесторов.
  • Международные транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2, которые интегрируются в трансарктический транспортный коридор, обеспечивая логистическую основу для развития региона.
  • Международный агропромышленный парк на основе межправительственного меморандума о сотрудничестве в сельском хозяйстве; проект предусматривает развитие сельскохозяйственной инфраструктуры и производства.

Проект транспортных коридоров обеспечивает экономию более 1 млрд долларов для китайских грузоотправителей, позволяя переключить около 70 млн тонн грузов с северных портов Китая на порты Приморья. Это открывает перспективы возрождения глубоководного порта Зарубино и масштабного развития инфраструктуры южного Приморья. Важно отметить, что каждая часть проекта МТОР в Приморье имеет индивидуальное наполнение, отражающее уникальные условия региона и международного партнерства. Именно транспортные потребности опять напоминают о задачах Росатома, связанных с логистикой.

Международные территории опережающего развития тесно связаны с развитием транспортных коридоров, которые обеспечивают интеграцию регионов в глобальные торговые цепочки. Транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2 призваны стать основными логистическими артериями для грузов из северо-восточных провинций Китая, обеспечивая экономически выгодный маршрут через порты Приморского края. Эти коридоры являются частью Трансарктического транспортного коридора (ТТК, самым сложным и протяженным участком которого является Севморпуть). Трансарктический коридор – не просто транспортная магистраль, а пространственно-логистическая модель развития территории, включающая инфраструктурные проекты, порты и перерабатывающие производства.

Таким образом, МТОР выступают механизмом интеграции транспортных коридоров с экономическими проектами, создавая условия для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности дальневосточных регионов. Они представляют собой инновационный инструмент, направленный на активизацию экономического роста и интеграцию региона в глобальные цепочки создания стоимости. Законодательная база, основанная на межправительственных соглашениях и поддерживаемая льготами в рамках Евразийского экономического союза, создает благоприятные условия для инвесторов. Связь МТОР с международными транспортными коридорами, включая Приморские коридоры и Трансарктический транспортный коридор, открывает новые логистические возможности и способствует диверсификации экспортных маршрутов России. Пилотный проект в Приморском крае демонстрирует, как интеграция фондового центра, транспортной инфраструктуры и агропромышленного парка может стать драйвером развития.

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *