Обзор. Резиденты ТОР — для дорожного строительства
Развитие автодорожной сети идет во всех регионах страны. Эта работа включает как ремонт, реконструкцию, так и строительство новых автодорог. С 2019 года построено и реконструировано почти 170 тыс. км дорог; площадь уложенного асфальта – около 1 млрд кв.м. Всё это повышает качество жизни граждан России, хотя бы по той причине, что одна из вечных проблем страны, довлевших с позапрошлого века, отступает. Большое внимание – дорогам, которые ведут в аэропорты. За 6 лет нацпроекта «Безопасные качественные дороги» таковых введено в эксплуатацию почти 460 км. Вся эта работа будет продолжена в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Значительное внимание – к материалам для дорожного строительства. Рынок инертных материалов, битумных вяжущих и металлоконструкций практически полностью представлен российскими производителями. Также нацпроект дал импульс развитию кадров: квалификацию повысили почти 23 тыс. дорожников.
Наш обзор – о вкладе в дорожное строительство и благоустройство резидентов территорий опережающего развития в атомградах.
Атомзнак
Резидент ТОР «Железногорск» компания «Атомзнак» производит дорожные знаки со светоотражающей поверхностью нескольких типоразмеров, знаки стандартного образца и индивидуального проектирования. Также осуществляется изготовление знаков безопасности и фотолюминесцентных эвакуационных систем. Производство разместилось на территории промышленного парка, расположенного внутри охраняемого периметра ЗАТО Железногорск – в производственном корпусе общей площадью 10 687 кв. метров. Чтобы обеспечить соответствие самым высоким стандартам качества, компания осуществляет производство на высокоточном оборудовании. Основу станочного парка составляют современные аппараты с ЧПУ. Передачу товара заказчику предваряет процедура тестирования. Директор компании Константин Казарин отмечает, что налоговые льготы и административные преференции, введенные на ТОР, позволили реализовать проект в четком соответствии с бизнес-планом и наладить поставку продукции по всей России, не исключая предприятия городов атомной отрасли. Усло
вия размещения бизнеса в ЗАТО дают возможность для такого сотрудничества. При этом предприятие реализует комплексный подход, например, при изготовлении и поставке знаков систем эвакуации – он подразумевает участие инженерного персонала «АТОМЗНАК» в организации эвакуационных маршрутов, используемых в случае чрезвычайных ситуаций. Особенную важность такой подход приобретает при работе в зданиях со сложной архитектурной конфигурацией, в подземных горных выработках.
РукорИнвест
ООО «РукорИнвест» в Новоуральске реализует производство асфальтобетонных смесей нового поколения. Они создаются на основе армирующих примесей полиакрилнитрильной фибры и щебеночно-мастичных смесей со стабилизирующими добавками на основе целлюлозных волокон. «РукорИнвест» уже провёл их предварительные исследования и тестирования. По мнению руководства компании, покрытие с использованием такого материала отличается высоким качеством. С его помощью удастся увеличить межремонтные интервалы на дорогах регионального и местного значения. «Технологии строительства дорожных покрытий за последние несколько лет очень изменились. Задачу повышения прочности и долговечности дорожного полотна решают исследователи, представляющие многие прикладные науки», – отметил директор «РукорИнвест» Евгений Климов. Став резидентом ТОР, компания продолжает разрабатывать и совершенствовать технологии. Решаются и организационные вопросы, связанные с приобретением и установкой новейшего оборудования, выстраивания сети поставок организациям, участвующих в строительстве и ремонте автомагистралей.
ТН Ангара
Резидент ТОР «Усолье-Сибирское» компания «ТН-Ангара» – производитель теплоизоляции. Компания работает в составе группы «Технониколь». В сравнительно консервативной дорожной отрасли один из видов сравнительно высокотехнологичной продукции – XPS, экструдированный пенополистирол. Продукция «ТН-Ангара» – полный ассортимент плит XPS, предназначенных для дорожного строительства, а также утепления фундаментов, полов, кровель, стен, заполнения сэндвич-панелей. Благодаря закрытой пористой структуре этого материала, и его относительной прочности, он может «работать» в грунте как для утепления фундаментов (то есть в статичных нагрузках), так и для использования в составе дорожного «пирога», где осложняющим фактором является вибрация. Плиты из экструдированного полистирола, помещённые в дорожную конструкцию, устраняют проблему промерзания дорожной конструкции. Как следствие, на неё перестают влиять процессы морозного пучения – один из наиболее разрушительных факторов для транспортной инфраструктуры. Плиты из экструдированного пенополистирола используются также в составе конструкций железнодорожного полотна, для утепления конструкций тоннелей и мостов.
Бетонэк
Саровская компания «Бетонэк» освоила полный комплекс услуг по производству и укладке бетона – поставка осуществляется как для нужд гражданского и промышленного строительства, так и для строительства дорог, благоустройства. Производит бетонные смеси разных классов и марок с высокими характеристиками. Бетонная смесь, выпускаемая на заводе, может иметь различные характеристики по морозостойкости, водонепроницаемости и подвижности. По заявке может быть разработан состав бетона, который указан в проекте. Вся продукция соответствует ГОСТу и строительным требованиям. Предприятие оказывает услуги подачи бетона при помощи автобетононасоса на базе автомобиля MAN. Максимальная длина подачи составляет 41 метр. Работа может осуществляться в том числе в зимнее время, при температурах до -15 град. С. В более простых условиях возможно использование гидролотка длиной до 7 м.
Интео
Интео – специализированная машиностроительная компания в Озёрске. Основной вид деятельности – дооборудование автомобилей для осуществления автоматизированных буровзрывных работ. Предприятие создаёт смесительно-зарядные машины различных типов для раздельной перевозки невзрывчатых компонентов взрывчатых веществ, в том числе эмульсионных, и приготовления взрывчатого вещества непосредственно в буровую скважину на месте производства работ. Машины изготавливаются как по техническому заданию заказчика на базе различных типов и моделей шасси, так и в стандартном исполнении. С помощью такого оборудования можно безопасно добывать открытым способом не только полезные ископаемые, но также и камень для последующего изготовления щебня – основного инертный материал для строительства дорог. Один из видов продукции компании – спредеры для внесения противогололедных реагентов.
ЛКТ-Групп
ООО «ЛКТ-Групп» из атомграда Заречный Пензенской области является разработчиком и производителем комплектующих для прицепной, сельскохозяйственной и коммунальной техники. Компания основана в 2021 году в партнерстве с ООО «Ленкомтех», ведущую свою деятельность с 2009 года. Основной задачей предприятия является работа как с конечными потребителями, так и с дистрибьюторами запчастей, работающими на территории Российской Федерации и стран ЕАЭС. Ассортимент поставляемой продукции включает днища, оси, полуоси и другие комплектующие для техники, работающей в дорожно-строительном и коммунальном хозяйстве, сельскохозяйственной индустрии. Предприятие гарантирует стабильность качества изготовления и соблюдение сроков поставки. Сотрудники компании обеспечивают комплекс технических и коммерческих консультаций по продукции и сервису.
Атомгазсервис
Чтобы по дорогам двигался транспорт, его нужно заправлять, в том числе – метаном. ООО «Атомгазсервис» (резидент ТОР «Лесной», предприятие с участием холдинга «РариТЭК») готовит к запуску производство оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций . В процессе работы, как рассказали представители холдинга «РариТЭК», ряд иностранных составляющих – блок аккумулирования газа, осушки, газозаправочные колонки и компрессорные установки – был заменен на аналоги, произведенные в Татарстане. Стоимость создания одного заправочного комплекса оценивается в 100-150 млн рублей. Первый комплекс близок к запуску в ЗАТО Лесной – градообразующее предприятие ФГУП «Электрохимприбор» (входит к ГК «Росатом») закупило 18 новых работающих на метане автобусов и намерено перевести на газ прочий автопарк. В дальнейшем «РариТЭК» рассчитывает как продавать оборудование и строить АГНКС под ключ, так и выступать инвестором при создании заправочных комплексов. По словам директора по развитию «РариТЭК» Рустэма Галиуллина, рассматривается возможность развития в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. Инвесторы работают над получением поддержки в Свердловской области, а также ищут партнеров самостоятельно, в том числе привлекая предприятия ГК «Росатом», переводящие свой транспорт на использование метана.
ТЭФРА
Наш обзор будет неполным без упоминания золошлаковой продукции – это направление деятельности компании ТЭФРА из Северска. Проект, успешно реализованный с применением льгот территории опережающего развития, влился в структуру «Росатом инфраструктурные решения». Активная минеральная добавка «ТЭФРА» улучшает качественные характеристики строительных материалов. Сегодня эту добавку производят в Северском филиале РИР на специализированной установке по переработке золошлаковых материалов (ЗШМ), способной переработать до 180 тыс. тонн золошлаковых отходов в год. Получаемое сырье подходит для строительства дорог, производства строительных материалов, рекультивации земель. Кроме добавки «Тэфра» Северский филиал РИР также реализует золу и шлак. Предприятие участвует в региональной программе по повышению объемов утилизации ЗШМ, цель которой – к 2030 году довести объем переработки золошлаков в Томской области до 80 тыс. тонн.