Актуальные темы Аналитика Обзоры Росатом Севморпуть

Обзор. Порядок в Северном завозе согреет даже на морозе

Фото: Дмитрий Дубов, «Росатом»

На отраслевой конференции «Логистика северного завоза от планирования до потребителя» в рамках Международного форума «Транспорт России» эксперты (представители Минвостокразвития, Минтранса, Росатома, регионов) обсудили практические результаты первого навигационного периода после принятия Закона о Северном завозе. В нашем обзоре – ключевые аспекты реализации закона, роль федеральных и региональных структур, а также вызовы, стоящие перед логистикой северных территорий.

Россия усиливает позиции в Арктике. Как подчеркнул Владимир Путин, развитие макрорегиона позволит в полной мере реализовать логистический потенциал страны за счет развития инфраструктуры арктических городов, комплексного обустройства территорий проживания, судов высокого ледового класса. Один из ключевых проектов – развитие Северного морского пути (СМП) и судостроения. На сегодняшний день в составе ледокольного флота в России находятся 8 атомных ледоколов. К 2030 году планируется увеличить группировку до 11 ледоколов. Растет и грузопоток – в 2025 году ожидается почти 40 млн тонн, количество рейсов по СМП в 2025 году увеличилось на 19% до 1,4 тыс. к ноябрю 2025 года. Ожидается рекордный объем транзитных контейнерных перевозок по СМП в объеме 400 тыс. тонн.

Некоторые любят погорячее

В условиях сурового климата и удалённости северных регионов России обеспечение населения товарами первой необходимости становится одной из ключевых задач государственной политики. Федеральный закон о Северном завозе, вступивший в силу полтора года назад, заложил основы для стабильного и устойчивого снабжения 19 субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктике и на Дальнем Востоке.

Конференция стала важной площадкой для оценки реализации закона о Северном завозе, который действует уже полтора года. Этот закон направлен на обеспечение стабильного и устойчивого снабжения товарами первой необходимости 19 субъектов РФ, расположенных в Арктике и на Дальнем Востоке. Целью мероприятия было подведение итогов первого навигационного периода 2024 года, выявление существующих проблем и формирование перспектив развития логистической системы Северного завоза, а также формирование межведомственного диалога, вовлечение в него представителей федеральных органов исполнительной власти, региональных структур, отраслевых компаний и научного сообщества. Это позволяет системно и комплексно подходить к вопросам транспортировки, финансирования, инфраструктурного развития и цифровизации процессов.

Реализация закона о Северном завозе координируется федеральными ведомствами и институтами с участием профильных региональных властей. В числе основных участников: Минвостокразвития – федеральный координатор Северного завоза, отвечающее за централизованное управление процессами, планирование и контроль исполнения закона. Минтранс РФ обеспечивает инфраструктурную поддержку и взаимодействует с транспортными операторами. «Росатом» и дочерняя компания «Росатом Арктика» назначены морским оператором, отвечающим за морские перевозки грузов Северного завоза. Региональные власти – непосредственные исполнители и координаторы на местах, обеспечивающие выполнение планов по поставкам и взаимодействие с перевозчиками.  Региональные координаторы определены во всех 19 субъектах, что позволяет учитывать специфику каждого региона и оптимизировать логистику в соответствии с местными условиями.

Удачные рейсы — питайся и грейся

Уже первый навигационный период после вступления в силу закона показал позитивные сдвиги. План на 2025 год составляет 3,4 млн тонн, из которых 94% приходится на топливо и горюче-смазочные материалы. На начало ноября выполнено 87% плана, что является хорошим показателем. Так, в пилотном проекте Чукотского автономного округа было досрочно доставлено 160 тыс. тонн грузов, включая 152 тыс. тонн нефтепродуктов и 6,7 тыс. тонн продовольствия, что является рекордом по срокам. В Архангельской области план выполнен на 98%, что также свидетельствует о высокой оперативности региона в реализации задач Северного завоза. Вместе с тем, стоимость транспортировки контейнеров в некоторых регионах выросла более чем на 40% (Республика Саха – Якутия), в Камчатском крае – на 11,5%, Магаданской области – до 2,9%. При этом наблюдалось снижение затрат на доставку угля в некоторых маршрутах – на 40% (Камчатка) и 15% (Республика Саха-Якутия). В Чукотском автономном округе стоимость перевозки угля выросла на 38%, ГСМ – более чем на 80%, а стоимость самого угля – почти на 85%.

Принятие закона стало историческим событием, заложившим законодательные основы для системной организации логистики северных регионов. Основные достижения и эффекты закона – регулирование приоритетности грузов (топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и медикаментов); создание единой системы управления, определение института единого морского оператора. Благодаря этой мере Росатом получил полномочия по организации морских перевозок с контролируемыми тарифами, что способствует снижению цен и повышению прозрачности.

Цифрови..За!

Созданная ГИС «Северный завоз» позволяет в режиме онлайн отслеживать движение грузов, планировать навигационные периоды и управлять логистикой. Таким образом, федеральный закон стал ключевым драйвером для развития инфраструктуры, повышения эффективности и прозрачности логистических процессов в северных регионах. Одним из важнейших нововведений стало создание централизованной системы управления Северным завозом под контролем Минвостокразвития. Благодаря этой системе региональные координаторы обеспечивают взаимодействие с местными структурами и операторами. Геоинформационная система (ГИС) «Северный завоз», которая с 2024 года проходит тестирование, начиная с Республики Саха (Якутия), интегрируется с системами российских железных дорог (РЖД) и «Росатом Арктика» для обмена данными в реальном времени. Она позволяет создавать планы поставок, отслеживать статус грузов и оперативно реагировать на риски и отклонения. Цифровизация способствует снижению бумажного документооборота, улучшению контроля и оптимизации логистических цепочек, что критично для удалённых и сложных географических условий.

Единый, могучий

Введение института единого морского оператора – инновационное решение, призванное обеспечить гарантированную доставку грузов морским транспортом по контролируемым тарифам. Единый морской оператор – компания «Росатом Арктика» – назначена на 15 лет (с 2026 года) оператором морских перевозок Северного завоза. В 2024 году проведён пилотный проект в Чукотском автономном округе, где «Росатом Арктика» обеспечила завоз 160 тыс. тонн грузов досрочно, в том числе 100% плана по топливу и продовольствию. Организована мультимодальная перевозка с выгрузкой на необорудованный берег – это важная услуга для многих удалённых поселков региона. Контракты с судоходными компаниями заключаются на 3-5 лет, что позволяет планировать инвестиции в обновление флота и снижать тарифы. Оператор взаимодействует с региональными властями, частными перевозчиками и инфраструктурными объектами, поддерживая баланс рынка и государственных интересов. Опыт пилотного проекта подтвердил жизнеспособность модели и выявил необходимость регулирования тарифов и расширения поддержки регионов.

Овёс нынче дорог

Одной из главных проблем, выявленных в ходе реализации Северного завоза, стал значительный рост затрат на транспортировку грузов. Так, рост тарифов на перевозку ГСМ, угля и контейнеров в ряде регионов превышает уровень инфляции и достигает 25-40% в год.

Причинами являются дефицит современного флота, высокие ставки коммерческих кредитов (до 25% годовых у региональных перевозчиков), а также неравномерность отгрузок и мелкие партии грузов. Рост стоимости перевозок ведёт к удорожанию конечных товаров, что противоречит цели закона – обеспечить цены не выше среднероссийских.

Меры по недопущению дальнейшего роста стоимости видятся следующие. Это введение регулируемых тарифов для единого морского оператора под контролем антимонопольной службы. Также это предоставление казначейских кредитов регионам на льготных условиях для снижения финансовой нагрузки перевозчиков. Необходима оптимизация закупочных процедур для увеличения партий грузов и уменьшения рисков. Будет усилен контроль и координации между ведомствами и перевозчиками для своевременного реагирования на ценообразование.

Флоту российскому быть!

При этом отмечена необходимость развития инфраструктуры и модернизации флота с привлечением инвестиционных кредитов и государственной поддержки. Ключевым фактором успешного выполнения задач Северного завоза является наличие современного, специализированного флота. По прогнозам, к 2030 году ожидается сокращение числа судов, пригодных для работы в северных условиях – 74% морских и 87% речных судов будут иметь возраст свыше 30 лет. Старение флота ведёт к снижению надежности перевозок и росту эксплуатационных затрат. Строительство судов-снабженцев для Арктики и Дальнего Востока активно ведется, но сталкивается с проблемами из-за санкционного давления, ограничивающего доступ к импортному оборудованию.

Обновление флота – это системный вызов, требующий координации федеральных и региональных усилий, а также привлечения частных инвестиций. Российские верфи ищут отечественные аналоги и решения для замены импортных комплектующих. Но необходима государственная программа по строительству судов с долгосрочным финансированием и поддержкой инвестиционных проектов. Особое внимание уделяется соответствию техническим регламентам безопасности, включая требования к двойным бортам для перевозки опасных грузов.

Также критически важный элемент Северного завоза – инфраструктурное обеспечение. В Камчатском крае и Чукотке отмечаются сложности с обслуживанием необорудованных берегов, что требует специализированных решений и дополнительного оборудования. Но эти регионы могут равняться на Архангельскую область, которая выступает как крупный транзитный узел с портовой мощностью до 11 млн тонн в год и возможность приёма судов с осадкой до 9,2 метра, что обеспечивает обработку контейнеров, нефтепродуктов и генеральных грузов. Планируется дальнейшее развитие глубоководного района морского порта Архангельск с выходом на грузооборот 25 млн тонн к 2031 году, что повысит пропускную способность и позволит интегрироваться в трансарктический транспортный коридор. Уже сегодня в регионе эксплуатируется более 300 единиц флота, включая 50 судов с ледовым классом, что позволяет работать на Северном морском пути. Есть место и инновациям – испытан безэкипажный катер для доставки грузов на удалённые территории, что увеличивает оперативность и снижает затраты. Но важным направлением является развитие речной инфраструктуры: в Архангельской области 30% объектов требуют модернизации и оборудования. Желателен приход частных инвесторов, заинтересованных в развитии логистических хабов.

Опыт регионов

Республика Саха (Якутия) – крупнейший регион по объёмам Северного завоза, получающий свыше 2 млн тонн грузов, из них 1,4 млн тонн приходится на летнюю навигацию. В 2024 году благодаря казначейским кредитам удалось обеспечить своевременный завоз, несмотря на финансовые сложности. Регион поддерживает идею увеличения лимитов казначейских кредитов и продления сроков их предоставления до трех лет. Особое внимание в Республике уделяется развитию речного флота, который обеспечивает до 64% поставок. Отмечается необходимость балансирования между экологическими нормами и экономической целесообразностью судоходства на мелководных реках.

Чукотский автономный округ реализовал пилотный проект с единым морским оператором, это позволило досрочно выполнить план завоза топлива и продовольствия. Но регион столкнулся с проблемой удорожания перевозок из-за коммерческих кредитов по ставкам около 25% годовых, и затруднениями в закупочных процедурах из-за жалоб и вмешательства ФАС. В регионе отмечают особую роль государственных предприятий в обеспечении перевозок, но настаивают на увеличении финансовой поддержки и упрощении процедур закупок.

Камчатский край в 2024 году регион в зону действия закона с ростом объёмов Северного завоза почти в 6 раз. Основной логистический центр – Петропавловск-Камчатский, откуда грузы распределяются по краю. В этом году из-за деприватизации морского торгового порта сложилась проблема с выбытием одного из судов, поэтому необходимо включение в логистическую схему внутреннего транспорта по западному и восточному побережьям. Регион поддержал предложения по раннему старту казначейского кредитования и расширению возможностей для индивидуальных предпринимателей, а также идеи расширения финансовой поддержки для снижения стоимости товаров до среднероссийского уровня.

Перспективы и задачи

На основе анализа первого навигационного периода и текущих вызовов сформированы приоритетные задачи развития Северного завоза. В аспекте цифровизации и интеграции систем, отмечен положительный опыт внедрения ГИС «Северный завоз» и интеграции с системами перевозчиков для оперативного управления и контроля. С целью развития современного флота, признана необходимой реализация долгосрочных программ строительства и обновления судов, учитывая санкционные ограничения и требования безопасности. Предстоит расширение и модернизация инфраструктуры – обустройство портов, причалов, складских комплексов, речных терминалов, а также внедрение инновационных решений (безэкипажные суда и др.). Оптимизация закупочных процедур должна заключаться в адаптации законодательства для ускорения закупок и снижения логистических рисков. Выполнение этих задач является стратегической необходимостью для устойчивого развития северных территорий и поддержания высокого уровня жизни их населения.

Таким образом, федеральный закон о Северном завозе стал фундаментом для системного решения сложных логистических задач, связанных с обеспечением жизненно важных товаров в Арктике и на Дальнем Востоке. Первый навигационный период продемонстрировал значительный прогресс, однако выявил и ряд проблем – рост стоимости перевозок, устаревание флота, недостаточную инфраструктуру и сложности в закупочных процедурах.

Реализация института единого морского оператора, создание цифровой платформы управления, развитие транспортной инфраструктуры и оказание финансовой поддержки регионам – все это создает условия для повышения эффективности и устойчивости системы Северного завоза. В дальнейшем особое внимание должно быть уделено комплексному обновлению флота, цифровизации процессов, совершенствованию нормативно-правовой базы и усилению межведомственного взаимодействия. Успешное решение этих задач обеспечит снижение стоимости товаров, повышение качества и надежности доставки, что соответствует стратегической задаче государства – поддержке жизни и развития северных регионов России в условиях суровых климатических и географических вызовов.