Аналитика Обзоры Поддержка МСП

Обзор. Поддержка бизнеса – приоритеты страны

Фото: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/76914/photos/81470

Предприятия атомградов, равно как и весь российский бизнес, ориентированный на развитие импортозамещающих производств, получает поддержку со стороны государственных органов на всех уровнях. Власти продолжат «подставлять плечо» плечо предпринимателям для реализации их инициатив, сказал Владимир Путин в ходе видеоконференции с представителями «Деловой России». Особое внимание участники уделили технологической независимости и лидерству в ключевых для страны направлениях. /span>

Крепкий тыл и острый ум

На встрече с руководством и представителями ассоциации «Деловая Россия» главной темой стало сбалансированное развитие экономики в условиях структурной трансформации. Владимир Путин отметил, что даже в сложных условиях российские компании укрепляют позиции на рынке, перестраивают кооперационные связи с партнёрами и даже осваивают новые экспортные направления. Президент отметил, что благодаря энергии предпринимательского труда экономика России демонстрирует устойчивость, развивается быстрее мировой. Это результат партнёрской работы государства, бизнеса и трудовых коллективов, – отметил Владимир Путин. Но значимая миссия «Деловой России» состоит в том, чтобы обозначать барьеры, которые мешают дальнейшему динамичному росту по всем направлениям, значимым для государства. Обозначая барьеры, необходимо предлагать конкретные решения, основанные на практическом опыте и экспертном, правовом анализе.

Опыт и анализ

Такие обозначения и предложения немедленно последовали от Алексея Репика из «Деловой России». Он отметил, что одна из приоритетных задач бизнеса – обеспечить поддержку всех ключевых усилий России на её рубежах, помочь защитникам Отечества. Трудовые коллективы, обеспечивая надёжный тыл, ждут возвращающихся демобилизованных военнослужащих. При этом, подчеркнул Алексей Репик, бизнес адаптировался к санкциям, и введение так называемыми партнёрами и сотого, и пятисотого пакета для давления в ходе переговоров ничего не изменит. «Каким бы ни было давление, экономический контур безопасности у нас обеспечен», – отметил Алексей Репик.

Однако бизнес волнуют два блока вопросов. Первый – это денежно-кредитная политика и сохранение инвестиционной активности. Важно не упустить момент, когда вследствие борьбы с инфляцией экономика из перегрева «свалится» в переохлаждение. Есть ряд индикаторов – индекс цен производителей в энергетике и в обработке падает. Корпоративный кредитный портфель сократился за первые четыре месяца на 40 млрд руб.

Возвращение блудного партнёра

Второй блок вопросов – возвращение на наш рынок зарубежных компаний. Иностранцы изначально чувствовали себя в России 1990-х в привилегированном положении. Крупнейшие транснациональные корпорации получали самые удобные площадки для строительства, лучшие места в торговых центрах, проводили массированные рекламные кампании. Тем самым формировалась лояльность к этим брендам. Хотя иностранные инвестиции приносили пользу, растущий внутренний рынок сторицей возвращал эти вложения. Но лишь когда в 2022 году многие иностранные инвесторы были вынуждены уйти с российского рынка или резко сократить присутствие, отечественный бизнес нашёл решение, и многие из этих решений оказались не хуже, а иногда и лучше первоначальных. При этом по ключевым вопросам был обеспечен технологический суверенитет, бизнес закрыл значимые элементы внутреннего потребления собственными силами. Однако сейчас всё больше сигналов со стороны «исторических партнёров», они же конкуренты, о проработке плана возвращения на российский рынок – и необходимо сформировать объективную позицию к этому процессу.

Экономика не должна закрываться. Что касается зарубежных компаний, есть такие, кто, несмотря на сложности продолжили работать, инвестировать, и к ним нужно относиться как к своим. Другие уходили, но делали это с уважением, без ущерба для потребителей. Но есть и компании, которые, «повесив замок на дверь», подвели российских контрагентов, не выполнили договорных, гарантийных обязательств. Они должны при возвращении возместить, компенсировать понесённые убытки, а если ущерб был нанесён потребителям, гражданам, то внести компенсацию в бюджет РФ. Наконец, некоторые позволяли себе выраженную антироссийскую риторику, поддерживали ВСУ, публично обвиняли Россию, отказывались с ней иметь дело – их на рынке никто не ждёт.

Владимир Путин согласился с позицией о возвращении зарубежных компаний, и отметил, что уже поручил Правительству выработать условия возврата. При этом будут учитывать поведение партнёров в предыдущие три года. При возвращении нужно исходить из интересов российского рынка, исходить исключительно из наших национальных интересов.

Министр экономики Максим Решетников на это добавил, что разбирать ситуацию с возвращением иностранных компаний надо в каждом конкретном случае, исходя из баланса интересов – с тем чтобы бизнес, который поверил в перспективы, начал инвестировать во внутренний рынок, получил свою доходность на вложенный капитал. Есть точечные решения там, где это особенно необходимо. По дефицитным позициям, таким как фармацевтическая продукция, где зарубежные компании повели себя коварно, ввели «принудительную» выдачу лицензии компаниям, готовым производить соответствующую продукцию. При этом российские компании будут платить необходимые отчисления «на весьма разумном уровне» в адрес западных правообладателей, эти средства накапливаются на специальных счетах, и когда ситуация комплексно решится в сторону мира и согласия – станут доступны западным компаниям. Такой же подход может тиражироваться и в отношении других видов продукции, защищенной патентами и копирайтами.

Инвестиции: охладить, но не заморозить

Тему инвестиционной активности раскрыл винодел и президент «Деловой России» Павел Титов. В условиях жёсткой денежно-кредитной политики, высокой инфляции, дефицита собственного капитала сохранить динамику инвестиций сложно. Он предложил скорректировать приоритеты государственной поддержки – произвести калибровку мер поддержки на предприятия, реализующие инвестиционные проекты за счёт собственных средств или рыночного финансирования. Значительная часть поддержки приходится на кредиты с субсидированной процентной ставкой. Но с ростом кредитования усиливается и инфляционное давление. Льготные кредиты мотивируют инвесторов держать свой капитал на депозите с высокой доходностью и не пускать в дело. Поэтому, считает Павел Титов, надо сместить акцент в сторону некредитных инструментов поддержки – это налоговые механизмы, в том числе федеральные и региональные инвестиционные вычеты, гранты, прямые компенсации по фактически понесённым затратам в рамках отраслевых программ.

Докладчик обратил внимание на федеральный инвестиционный налоговый вычет, введённый в начале этого года. Он нацелен на стимулирование бизнеса через корректировку налога на прибыль. Однако механизм нуждается в донастройке. Важно рассмотреть возможность одновременного применения федерального и регионального инвестиционных вычетов. Это важно для регионов с активной инвестиционной политикой: федеральная поддержка не должна исключать региональную. Также необходимо расширить отраслевой охват вычета с учётом технологических приоритетов, задач нацпроектов. Вычет должен стать доступен для таких отраслей, как производство продуктов питания, медицинских услуг, транспортной и складской логистики, особенно для отдалённых регионов.

По итогам первого полугодия 2025 года предложено оценить востребованность и эффективность применения Федерального инвестиционного налогового вычета и при необходимости скорректировать его параметры. Увеличение доли небанковских и налоговых механизмов сократит проинфляционный эффект и замотивирует предпринимателей на оптимальное применение собственного капитала, – считает докладчик.

Владимир Путин согласился, что вопрос настройки инструментов поддержки актуален, но экономика должна развиваться нужными темпами в условиях соблюдения макроэкономических показателей. Одна из главных проблем – высокая инфляция. Нужно и инфляцию придавить, и не  заморозить саму экономику. Необходимо осуществить небольшую посадку, которая позволила бы понизить бы ключевую ставку. Сегодняшние основные инструменты – субсидируемые кредиты. Но чем выше ключевая ставка, тем больше расходы бюджета на субсидирование. Вопрос: где разумная граница и какие кредиты субсидировать? Государство должно делать выбор в пользу таких проектов, которые являются жизненно важными для страны и для экономики. Конечно, сюда прежде всего попадают крупные компании, от которых зависит устойчивость экономики. Другой путь – гранты либо прямые субсидии на конкретные проекты.

Этот вопрос прокомментировал вице-премьер Александр Новак. По его словам, задача в условиях жёсткой денежно-кредитной политики – создать условия, чтобы достигнутый объём инвестиций и темпы его прироста не сокращались, и прирост инвестиций в 2030 году был обеспечен на 60 %. Правительством разработаны меры, принят национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», касающийся инвестиций и мер поддержки. В целях снижения инфляции предложено изменить подходы и часть субсидий, которые направлялись на предоставление льготных кредитов, перенаправить в том числе на гранты с условием предоставления и участия в капитале, в инвестициях компаний за счёт собственных средств, со стимулированием в том числе выхода на IPO. Это инструменты, которые должны дать возможность привлечения дополнительных средств, в том – собственных средств компаний. Сегодня это достаточно сложно с учётом сокращения доходности при высоких процентных ставках и сокращении рентабельности. Тем не менее – такие инструменты раньше меньше применялись – их предлагается стимулировать и использовать в большей степени для того, чтобы обеспечить достижение поставленных показателей и создать стимулы.

Что касается федерального инвестиционного налогового вычета, это новый инструмент с 1 января 2025 года, – итоги его реализации будут понятны по итогам полугодия. В числе приоритетных отраслей, где будет концентрироваться поддержка – модернизация и на высокотехнологичные отрасли, модернизация машин и оборудования. В соответствии с этим инструментом 3 % от общих инвестиций могут пойти на уменьшение уплаты налога на прибыль в части федеральной составляющей. Возможность совмещения с региональным вычетом будет рассмотрена. Также есть и будут донастраиваться Соглашение о защите прав капитальных вложений, «Фабрика проектного финансирования», концессионные соглашения и различные другие инструменты, специальные инвестиционные контракты, зоны с особыми режимами налогообложения, административного сопровождения и так далее.

Блины с полезным напитком

Основатель бренда «Теремок» Михаил Гончаров обратил внимание на вопрос поддержки компаний среднего размера с оборотом до двух миллиардов. Они были освобождены от НДС и снижены социальные выплаты с 30 до 15 %. Эксперимент удался, рост налогов, бизнеса и оборотов в целом положительный. Михаил Гончаров предложил согласовать трёхпроцентный НДС без права вычета, и разделить на две части: 2 % в федеральный бюджет, 1 % – в муниципальный. 20-процентный НДС с правом вычета сложен в администрировании, создает проблемы у людей, даёт возможность налоговым и силовым органам ловить погрешности в НДС. Оборотный налог – более прогрессивная идея. Также выступающий предложил проработку вопроса о сглаживании роста социальных налогов для компаний, которые дошли до предела оборота (2 и даже 3 млрд руб.)

Министр финансов Антон Силуанов прокомментировал этот предложение, отметив, что порог, до которого не платится НДС, будет повышен с  2 млрд рублей выручки до 3 млрд. Можно рассматривать и вопрос относительно 3 процентов без вычета, может быть, 3–4 процента, но нужны расчеты вместе с коллегами в общепите. Что касается передачи части НДС на региональный, местный уровень, общие подходы лучше не менять. НДС – федеральный налог, и менять его направленность не следует – здесь жёсткая позиция. Что касается страховых взносов, это вопрос формирования пенсионных прав, да и вообще формирования ресурсов, которые необходимы на систему медицинской, пенсионной страховки. Уже приняты решения о 15-процентной ставке для предприятий, которые имеют выручку до 2 млрд (а далее до 3 млрд). Но важно обратить внимание на сохраняющуюся проблему «чёрных касс», в существовании которых воочию убедился сам министр, посещая по пятницам рестораны. «Эксперимент вроде бы удался, но коллеги всё равно ещё продолжают хитрить. И вот здесь надо нам всем вместе навалиться, с тем чтобы мы все выполняли наше общее законодательство, в том числе и налоговое», – отметил Алексей Силуанов.

Владимир Путин отметил на этом примере, что хитрить свойственно роду человеческому в целом, даже и министерству финансов – например, это не Минфин «примет решение», а Госдума, а хорошее ли это решение будет – решать потребителю. Надо найти оптимальный вариант, чтобы и потребитель получал выгоду, государство не страдало, а отрасль развивалась. Комментируя же идею жёстких мер в отношении самых хитрых предпринимателей, Владимир Путин предложил посоветоваться с коллегами из Минэкономразвития и предложить действенные меры, но без отправки в тюрьму на сроки, приличные для террористов, но неуместные для предпринимателей, даже запутавшихся. При этом, считает Президент, дать 1 % НДС регионам идея неплохая, это сделает их союзниками, которые будут активно содействовать росту бизнеса. Что же касается приглашения посетить «Теремок», Владимир Путин отметил, что и это возможно, но при условии, что мероприятие поддержит и знаменитый винодел Титов, выступавший ранее.

Высокотех продолжает локомотивить

Далее в разговор включился Алексей Калинин, представляющий «Аквариус», компанию-производителя базовых станций сотовой связи, и систем хранения больших данных. Он отметил, что благодаря мерам поддержки вычислительная техника и другие высокотехнологические отрасли за последние три года выросли в разы и взяли ускоренный темп. Технологии – неотъемлемая часть суверенитета и безопасности, будущее страны. Уже сегодня в отрасли научились делать классные продукты – сервера, которые достойно конкурируют с западными и восточными аналогами, целые сегменты систем хранения данных. Тут задача – создание систем верхнего уровня, но в ближайший год-полтора и эта задача будет решена. Уже запустили в производство первые российские базовые станции 5G, которые эксплуатируются у операторов связи. Базовые станции – уже готовый к экспорту продукт, об этом идут переговоры с дружественными странами. В условиях дорогих денег важно сохранить инвестиционный темп и потенциал компаний высокотеха.

Что касается роста капитализации фондового рынка – это требует привлечения новых эмитентов, новых инвесторов, быстрых и гибких финансовых ресурсов. Технологические компании уже сегодня нуждаются и готовы к привлечению акционерного капитала. Но выход на IPO для небольших технологических компаний – крайне затратная процедура: расходы на юристов, подготовку отчётности, комиссии банкам-организаторам составляют до 9 % от суммы размещения, что очень дорого. Компенсация выхода на IPO сейчас предусмотрена только для малых технологических компаний, которые должны быть включены в специальный реестр. Вместе с тем выход на IPO актуален для более крупных, и точно – для быстрорастущих компаний. При этом крупная компания, скорее всего, не воспользуется компенсацией, если её сумма будет небольшой. То есть сама по себе сумма компенсации может быть ограничивающим критерием. В связи с этим предложено расширить и преобразовать реестр «малых» в реестр высокотехнологичных компаний, соответствующих таксономии технологического суверенитета, а в нём выделить сегмент для адресного предоставления грантов и распространить меры, предусмотренные в федеральном проекте «Технологии» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», на компании расширенного реестра для стимулирования выхода на IPO.

Второе предложение – создать стимулы в виде льготы по НДФЛ для покупки и владения публичными акциями при первичном приобретении, то есть IPO или SPO. Это обеспечит значительную привлекательность для розничных инвесторов и создаст здоровую конкуренцию акций с депозитами.

И третье предложение. Таксономия проектов технологического суверенитета – это эффективный механизм, обеспечивший кредитование высокотеха. Чтобы наполнить быстрее рынок высокотеха деньгами профессиональных инвесторов, просим поручить Банку России рассмотреть различные инструменты по стимулированию профессиональных инвесторов. Например, возможность снизить резервные требования для банков при вложении в акции в рамках таксономии.

Аккуратно, но сильно

Владимир Путин отметил, что эти предложения хороши своей глубокой проработкой, но не оригинальны, и требуют внимательного рассмотрения. Так, снижение требований ЦБ к коммерческим банкам по резервированию – очень тонкая вещь. Это один из способов борьбы с инфляцией, но при этом регулятор идёт на исключения. Президента дополнил Максим Орешкин, отметивший, что главная задача – простимулировать момент, когда компании выходят на биржу, а не вторичные покупки акций. Этот вопрос обсуждали, и уступка с движение в сторону бизнеса возможна, для большего спроса на первичном рынке, уменьшения доли долгового капитала. По резервированию, специальный компаний технологического суверенитета уже есть, к ним в кредитовании подход особый. Эта мера эффективна, она работает недавно, и надо смотреть, как её донастраивать и расширять.

Эльвира Набиуллина добавила, что и Центробанк создает условия финансирования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации. Банковское регулирование, нормативы нужны, чтобы поддержать в целом устойчивость финансовой системы. Когда в 2022 году начались трудности, именно устойчивость банковской системы позволила продолжать кредитовать, реструктурировать кредиты в тот сложный момент. Банковской системе нужен устойчивый капитал, поэтому регулятор был и будет консервативен там, где это необходимо, и уступчив там, где это возможно. Так, Правительство выработало критерии проектов, которые относятся к технологическому суверенитету, по ним банковское регулирование смягчили. Реестр ведёт ВЭБ, там 48 проектов на 3,5 триллиона, банки уже выделили 1,5 трлн руб. и выдали треть этого объема. Но расширить этот механизм и на работу, например, негосударственных пенсионных фондов – значит, рискнуть сохранностью денег будущих пенсионеров. Регулирование допускает вложение 7% пенсионных резервов в акции, но этот лимит не выбирают – фондам сложно оценить акции, особенно если они не торгуются. В этом году планируется увеличение лимита на активы с повышенным уровнем риска, расширение возможности по покупке акций не из индекса Мосбиржи. В планах – двигаться аккуратно, понимая, что управление деньгами будущих пенсионеров – дело ответственное. Что же касается поддержки выхода технологических компаний на биржу – эту инициативу регулятор горячо поддерживает, есть меры компенсации затрат, а для малых компаний, даже для некоторых средних, выход на биржу – это не самое дешёвое мероприятие.

Подведя итог дискуссии, Владимир Путин ещё раз напомнил, что обеспечение технологической независимости и роста, – это мейнстрим не только всей встречи, но и эконмической политики страны. При этом безусловно нужно обеспечить безопасность пенсионных фондов. «Просьба» и к Центральному банку, и к Правительству, и к Администрации – помочь фондам разобраться в критериях надёжности акций, выработать инструмент, который мог бы давать советы. И поддержать процесс, брать на себя какую-то часть риска, даже если Алексею Силуанову придётся от этого понервничать.

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *