Новые возможности Обзоры Поддержка МСП Росатом

Обзор: ИННОПРОМ. К независимости готовы!

Российская промышленность подтвердила свою готовность реализовать амбициозные планы национального развития, а ресурсная база даёт России преимущество в стратегически важных отраслях. На «Иннопром-2025» в Екатеринбурге 7-10 июля были представлены лучшие проекты, подтверждающие технологическое лидерство России.

В составе объединённой экспозиции Росатома свою продукцию продемонстрировали резиденты территорий опережающего развития из городов присутствия Госкорпорации. Вклад наших резидентов – и во многих знаковых проектах, программах Так, в новых образцах трамваев используются алюминиевые интерьеры компании «13 элемент» из Железногорска. Электромобиль «Атом», который будет оснащен отечественной тяговой батареей, позволяющей машине проезжать до 500 км без подзарядки – продукт, создаваемый в кооперации ряда предприятий Росатома. ФГУП «НАМИ» презентовало Aurus Komendant с российской системой беспилотного транспорта: напомним, катализаторы для этого и других автомобилей производит «Экоальянс» из Новоуральска. Традиционно большой интерес вызвали 3d-принтеры Росатома, участие в производстве которых принимает «Центротех». Значимую роль резиденты ТОР Росатома и предприятия МСП в атомградах играют в программах создания новых материалов для авиации, производстве беспилотных систем гражданского назначения, развитии ИТ-продуктов, фармацевтики.

Непосредственно на стенде Росатома были продемонстрированы макеты вагон-домов железногорской компании «Лидер», антенный пост для управления беспилотниками от компании «Малые космические аппараты», гемоанализатор из Снежинска, образцы кордиеритовой керамики из Новоуральска и высокопрочного многослойного материала от компании «Ромет» из Заречного Пензенской области. Особый интерес вызвали полимерные композиции «МК-Полимер» из Северска, обеспечивающие защиту от электромагнитного излучения. Многие примеры другой продукции были представлены в рамках мультимедийной презентации. Напомним, деятельность ТОР «Росатома» и развитие малого предпринимательства курирует Департамент по взаимодействию с регионами Госкорпорации. Также ДВР содействует продвижение новых продуктов и бизнесов Росатома, участвует в разработке мастер-планов.

Выступление Михаила Мишустина на главной стратегической сессии «Технологическое лидерство: индустриальный прорыв» было посвящено ряду вопросов, напрямую касающихся повестки, актуальной для атомградов и Росатома в целом. Михаил Мишустин напомнил тезис Президента, что экономика России должна стать более технологичной. Это серьёзный вызов, для решения которого потребуется объединить усилия образовательных и научных учреждений, промышленности и других секторов, экспертного сообщества и инвесторов, государственных корпораций и институтов развития, министерств и ведомств, региональных властей.

Санкции, или Пакет с пакетами

Хорошей опорой для этого, по мнению Михаила Мишустина, станут успехи отечественных производителей. Несмотря на беспрецедентные по масштабу санкции, практически все отрасли показывают поступательное движение вперёд. В частности, по итогам трёх предыдущих лет выпуск обрабатывающей сферы прибавил18%. В том числе в прошлом году – около 8,5%. Эти цифры – ответ всем, кто вводил антироссийские запреты и ограничения. В этих странах и отмечаются значительные сокращения промышленного производства. У нас положительная динамика сохраняется и в текущем году, хотя темпы стали более умеренными. В январе – мае увеличение объёмов выпуска в обрабатывающем секторе составило чуть выше 4%. А по результатам 12 месяцев прогнозируется рост на уровне до 3%. Замедление связано с необходимостью принятия сбалансированных решений в отношении макроэкономических показателей, чтобы не допустить так называемого перегрева в экономике и сдержать инфляцию. При этом бизнес наращивает капитальные вложения – даже на фоне жёсткой денежно-кредитной политики и высокой стоимости кредитных ресурсов для предприятий. За I квартал инвестиции в основной капитал достигли порядка полутора триллионов рублей, что на 40% с лишним превышает такой результат за аналогичный период прошлого года.

Практически все приоритетные направления развития промышленности были включены в состав новых национальных проектов по обеспечению технологического лидерства. Один из них – по беспилотным авиационным системам – показывает свою высокую эффективность. Выпуск такой техники уже в три раза превысил запланированные объёмы. В частности, тяжёлый беспилотник-амфибию планируется использовать для доставки грузов в самые труднодоступные районы. Представлен аппарат вертолётного типа, который первым в нашей стране получил официальный допуск к эксплуатации.

Семь новых нацпроектов стартовали с 1 января. Предусмотрели комплексную поддержку базовой отрасли – средств производства и автоматизации. Доля российских станков и инструментов растёт, но важно усиливать работу в этом секторе, как и в целом ряде других наукоёмких сфер – это космическая, атомная, энергетическая отрасли. Отдельный блок мер касается сегмента новых материалов, малотоннажной химии, редкоземельных металлов.

В авиастроении приоритетом является достижение полного суверенитета. На завершающей стадии сертификации сейчас находятся полностью импортозамещённые российские самолёты – МС-21 и «Суперджет». Как и региональный Ил-114, его опытный образец был представлен в аэропорту Кольцово. Продолжается работа над самолётом «Байкал» для местных авиалиний. Реализуются целый ряд и других востребованных проектов, в том числе по созданию вертолётной техники. На следующий год планируются поставки в авиакомпании первых воздушных судов, которые оснащены всеми системами, оборудованием, двигателями исключительно собственной, российской разработки. В них применены новейшие материалы и передовые технологии. Как, например, в моторе ПД-8, который также представлен на выставке.

В судостроении в числе основных задач – создание торгового флота и мощностей для строительства крупнотоннажных кораблей, а также освоение выпуска танкеров-газовозов. Отдельная большая работа связана с наращиванием группировки атомных ледоколов, которые необходимы для круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Активно развивается кооперацию внутри страны. На данный момент уже свыше 30 отечественных предприятий задействованы в изготовлении около сотни видов критически важного судового оборудования.

В автопроме усилия направляются на локализацию комплектующих и расширение модельного ряда. Буквально недавно на конвейер в Самарской области встал автомобиль «Лада Искра». Состоялась презентация пассажирского минивэна, производство которого стартовало на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане.

Ещё один значимый сектор – технологии для обеспечения лекарственной безопасности. Фармацевтические предприятия налаживают выпуск необходимых субстанций и организацию производства полного цикла основной номенклатуры препаратов. Идёт формирование девятого национального проекта – по биоэкономике. Он будет окончательно структурирован в рамках предстоящего бюджетного цикла. Его цель – создание собственной широкой линейки продуктов с высокой добавленной стоимостью, которые связаны с переработкой животного и растительного сырья. Это позволит устранить зависимость от импортных поставок таких товаров.

Важно внедрение в производственные процессы современных информационных технологий, в том числе с применением возможностей искусственного интеллекта. Уход ряда иностранных ИТ-компаний ускорил переход на собственный прикладной софт. Такая работа организована на базе 36 индустриальных центров компетенций. Уровень использования отечественного программного обеспечения в среднем уже достиг почти 50%. Что означает более чем двукратный рост по отношению к показателям досанкционного периода. Один из лучших результатов − в части систем управления ресурсами предприятия. Свыше 80% таких продуктов – уже наши отечественные разработки. Это ориентир, к которому надо стремиться по всем сегментам.

Поддержка в полёте

Михаил Мишустин подчеркнул важность гибкой системы поддержки промышленности – необходимо сделать её сбалансированной, учитывающей экономические и бюджетные приоритеты государства. Для этого требуется принимать нетривиальные, эффективные решения. Чтобы российские компании были конкурентоспособными в мире в своих отраслях, надо им помогать. Речь идёт не столько о технологическом уровне, сколько о себестоимости продукции. Это возможно только за счёт выхода на массовое производство. В случае с ещё осваиваемыми сегментами, например отдельными направлениями в микроэлектронике, в радиоэлектронике, – это очень сложная задача. Тем не менее для настоящего индустриального прорыва её необходимо решить – разработать и внедрить механизм поддержки локализации именно такой высокотехнологичной продукции. Михаил Мишустин поручил Министерству промышленности и торговли подготовить перечень приоритетных товарных категорий и нормативную базу для запуска этой инициативы.

Основным инструментом поддержки небольших и средних компаний является Фонд развития промышленности. За 11 лет его деятельности было выдано около 2 тыс. льготных займов на общую сумму в 650 млрд рублей. Это позволило открыть или серьёзно модернизировать более тысячи производств по всей стране. В том числе несколько заводов запустили в текущем году. Начали изготавливать комплектующие для ведущих мостов грузовых машин в Челябинской области. В Татарстане – кузовные элементы для автомобилей. Освоен выпуск заготовок режущего инструмента для станков с числовым программным управлением в Санкт-Петербурге. До конца года в Калуге планируется открыть первое в России производство аппаратов для диализа. Соответствующее медицинское оборудование, компонентная база, расходные материалы – всё это будет теперь отечественным, обеспечит независимость от иностранной техники. Количество таких проектов, которые укрепляют технологический суверенитет и вносят весомый вклад в экономику растёт.

Для этого продолжаются программы поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Современную инфраструктуру в регионах развивают путём создания индустриальных парков, технопарков. Сегодня целый ряд таких парков и решений был показан. В частности, большой проект – из Челябинской области. Также Праительство помогает предпринимателям в условиях меняющейся экономической конъюнктуры защищать свои средства, которые были вложены в новые проекты, через механизм специальных инвестиционных контрактов.

Эффективным инструментом остаётся промышленная ипотека. Она особенно востребована малым индустриальным бизнесом. Почти за три года с момента начала её действия по поручениям Президента, вы помните, было уже выдано около 1,1 тыс. кредитов на 117 млрд рублей. Это позволит построить либо обновить 5,5 млн кв. м площадей. Введение маркировки как ключевого элемента системы прослеживаемости помогло защитить потребителей и добросовестных производителей от опасной и некачественной продукции, откровенных подделок.

Результаты внедрения кластерной инвестиционной платформы стали значимым механизмом для стимулирования крупных приоритетных проектов, которые нацелены на производство уникальной продукции. Платформа позволила поддержать инициативы, которые компании, возможно, и не стали бы самостоятельно реализовывать, запускать – из‑за их длительности, сложности, дороговизны и низкой рентабельности на старте. На сегодня в её рамках реализуется уже 52 проекта общей стоимостью около 1,1 трлн рублей. В частности, льготные займы были предоставлены на строительство в Свердловской области завода по выпуску поездов для первой высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Полноценное движение по ней должно быть открыто в 2028 году. Оказана помощь и в реализации и других инициатив в транспортном машиностроении. Так, в Брянской и Калужской областях налажен выпуск магистральных и маневровых тепловозов. В Московской области ведётся работа по обновлению вагонов метро с заменой всех ключевых комплектующих на отечественные аналоги.

Отдельное решение принято по модернизации парка сельскохозяйственной техники в регионах. Чтобы простимулировать проекты по изготовлению узкоспециализированных машин, направили в текущем году на программу субсидирования скидок дополнительно 10 млрд рублей. А в сегментах коммунальной и дорожно-строительной техники идёт освоение ниш, которые традиционно были представлены только иностранными брендами. Например, не было собственных асфальтоукладчиков, а теперь они у нас есть. Их серийное производство было открыто в мае в Брянске. Продукция этого завода уже задействована в строительстве и ремонте региональных трасс.

Проявить лучшие кадры

Обозначенные приоритеты формируют серьёзный спрос на квалифицированных специалистов для обрабатывающей промышленности. Актуализированный кадровый прогноз говорит, что гражданским отраслям до 2030 года потребуется привлечь ещё свыше 2,2 миллиона человек. Примерно две трети от общей потребности составляют сотрудники со средним профессиональным образованием. Для решения этой задачи активно открываются передовые инженерные школы. Создали 50 таких учебных центров при участии почти 200 высокотехнологичных компаний. По программе «Профессионалитет» уже действует более 150 образовательно-производственных кластеров − в машиностроении, лёгкой, лесной, металлургической, радиоэлектронной, химической и других отраслях. При этом необходимо усилить работу по популяризации инженерных и рабочих профессий, разрабатывать новые эффективные проекты по профориентации ребят. Развивать промышленный туризм. Запускать и другие инициативы, которые помогут школьникам, студентам сделать выбор в пользу будущей карьеры в обрабатывающем секторе, – считает Михаил Мишустин.

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *